При работе дизельного двигателя в его цилиндры всасывается чистый воздух, который
сжимается до высокого давления. При этом температура воздуха поднимается до 700
- 900°С, превышающую температуру воспламенения дизельного топлива. Топливо впрыскивается
в цилиндр с некоторым опережением и воспламеняется. Таким образом, свечи зажигания
для воспламенения топлива не используются.
Топливо засасывается топливным насосом высокого давления (ТНВД) непосредственно
из бака. В ТНВД топливо сжимается до необходимого для впрыска давления. Впрыск
осуществляется в порядке, аналогичном порядку зажигания в бензиновом двигателе.
Для уменьшения доли вредных веществ в отработавших газах дизельные двигатели имеют
дизельный окислительный каталитический преобразователь. Одновременно система рециркуляции
обеспечивает существенное снижение в отработавших газах содержание окислов азота.
Это достигается благодаря подаче отработавших газов к всасываемому двигателем
воздуху, что обеспечивает снижение концентрации кислорода в воздухе, поступающим
в цилиндры двигателя. Это приводит к задержке воспламенения и к более низкой температуре
сгорания, что в итоге уменьшает образование NOx. Процесс рециркуляции отработавших
газов должен однако точно дозироваться, так как в противном случае возрастает
эмиссия нагара. Для этого количество засасываемого воздуха определяется измерителем,
что позволяет электронному прибору управлять процессом рециркуляции.
При холодном двигателе температура сжатия воздуха оказывается недостаточной для
воспламенения топлива. В этом случае требуется предварительный накал. Для этой
цели в каждом цилиндре двигателя устанавливается электрическая свеча накаливания.
Продолжительность накала зависит от температуры наружного воздуха и регулируется
специальным реле.
Впрыск топлива в цилиндры может осуществляться тремя способами: через предкамеру,
вихревую камеру или непосредственно в камеру сгорания.
При предкамерном впрыске дизельное топливо впрыскивается в предкамеру соответствующего
цилиндра. Горячая топливная смесь сразу же воспламеняется. Однако объем кислорода,
содержащегося в предкамере, достаточен для сжигания только части впрыснутого топлива.
Оставшаяся несгоревшая часть топлива под действием давления сгорания вбрасывается
в основную камеру сгорания, где происходит полное сгорание топлива.
При вихрекамерном впрыске топливо впрыскивается в камеру, отделенную от
основной камеры сгорания. Отличием от предкамерного впрыска является другое выполнение
соединительного канала между вихревой и основной камерами. Здесь при сжатии в
вихревой камере возникает сильное воздушное завихрение, что способствует хорошему
смешиванию воздуха с впрыскиваемым топливом.